Пояснительная записка
к учебному плану
МОАУ «Средняя
общеобразовательная школа №37 г. Орска»
на 2010-2011 учебный
год.
Настоящий учебный план
составлен в соответствии с региональным базисным
учебным планом и Концепцией развития школы как школы
гражданского становления. Он определяет максимальный
объем обязательной учебной нагрузки обучающихся,
распределяет учебное время, отводимое на освоение
федерального, регионального и школьного компонентов
государственного образовательного стандарта по классам,
образовательным областям и учебным предметам.
Учебный план состоит из
двух частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части
базисного учебного плана полностью реализуется
федеральный компонент государственного образовательного
стандарта, который обеспечивает единство
образовательного пространства Российской Федерации и
гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных
учреждений необходимым минимумом знаний, умений и
навыков, обеспечивающих возможность продолжения
образования, включает учебные предметы общекультурного и
общенационального значения.
Инвариантная часть
определяет минимальное количество часов на изучение
образовательных областей, распределенное на учебные
предметы по классам.
Вариативная часть
Базисного учебного плана обеспечивает реализацию
регионального и школьного компонентов.
Региональный компонент
представлен изучением курса ОБЖ, информатики и ИКТ,
физической культуры, краеведения, науками о здоровье.
Если инвариантную часть
учебного плана составляют в основном традиционные
предметы, нацеленные на формирование системы знаний,
умений и навыков, т.е. «знаниевые – умениевые» предметы,
то школьный компонент вариативной части базисного плана
представляет блок компетентностных предметов,
нацеленных на формирование компетентностей, в том числе
гражданских. Таким образом составленный учебный план
позволяет обеспечить единство когнитивного (знаниевого)
и компетентностного компонентов образования.
За счет часов школьного
компонента и технологии в 9-х классах осуществляется
предпрофильная подготовка, которая включает в себя
элективные курсы (2 часа в неделю) и профессиональную
подготовку (1 час в неделю), которой, кроме педагога –
предметника, будут заниматься и педагоги – психологи.
Учебный план профильных
классов составлен на основе регионального БУПа базового
класса, что дает возможность оптимально учесть
особенности профильного обучения.
Профильные классы в
старшей школе (социально – экономический профиль)
представлены соответствующим учебным планом, где
предусмотрены профильные предметы «Экономика»,
«Менеджмент», «Проектная деятельность». Итогом обучения
в профильном классе является защита учащимися бизнес –
проекта. Для формирования навыков ведения дискуссий,
умения конструктивно отстаивать свою точку зрения,
формулировать и задавать вопросы, находить аргументы и
доказательства в подтверждение своей позиции в
профильных классах введен курс «Дебаты» за счет 1 часа
технологии.
Дифференциация обучения,
личностно – ориентированный подход были усилены за счет
введения спецкурсов по выбору в 10 -11 классах, которые
составлены по итогам опроса старшеклассников, что
позволяет частично удовлетворять потребности учащихся в
получении дополнительных знаний по тем или иным
предметам для успешной сдачи ЕГЭ и продолжения обучения
после окончания школы.
Школьный компонент
учебного плана усилен гуманитарной составляющей, а
именно: гражданскими курсами «Я и мой мир», «Права
человека», «Социальная практика», «Все цвета, кроме
черного» и др. Деятельностный подход в образовании
реализуется через проектную деятельность (один час в
10-11 кл.), курс «Я –исследователь» в начальной школе и
кружковую работу.
С 5 по 7 классы
преподается курс «Уроки общения», который помогает детям
решать многие межличностные проблемы.
За счет школьного
компонента предусмотрены дополнительные часы для
предметов федерального компонента.
Начальная школа.
Учебный план составлен с
учетом предельно допустимой учебной нагрузки при 5-ти
дневной учебной неделе в 1-х классах и 6-дневной – во
2-4 классах.
1а,2а,3а,4а работают по
системе развивающего обучения Л.В.Занкова; используются
программы и учебники, соответствующие данной системе. По
сравнению со стандартной программой эти классы идут со
значительным опережением и углублением.
В 4 «Б» классе учебный
план представлен программой «Школа России», которая
ориентированна на личностно – развивающее, гражданское,
глобально – ориентированное, экоадекватное образование.
Со 2-го класса вводится
изучение иностранного языка (2 часа в неделю).
За счет часов технологии
во 2-х классах изучается информатика.
В начальной школе
реализуется система гражданского образования, а именно:
во 2а, 3а, 4а, 4б, 2в классах введен курс «Я и мой мир»
(автор Н.И. Элиасберг) на базе школьного компонента.
Во 2б, 2г, 3б, 3в, 3г
классах изучается курс «Все цвета, кроме черного»
(автор Безруких М.М. и др.)
ОБЖ изучается
интегрировано с курсом «Окружающий мир»
В классах развивающего
обучения в курсе «Я – исследователь» (автор А.И.
Савенков) вводится методика исследовательского обучения
младших школьников, которая позволяет включать детей в
самостоятельный творческий поиск.
Третий час физической
культуры во 2-4 классах реализуется за счет
регионального компонента. В 1-х классах введен
динамический час.
Образовательная
область «Филология»
Часы русского языка,
литературы и иностранного языка, заложенные в учебный
план, соответствуют базисному учебному плану. В целях
качественной подготовки учащихся к ЕГЭ русский язык в
старшей школе в учебном плане представлен 2-х часовой
программой изучения и спецкурсом
«Трудные
случаи орфографии и пунктуации».
Образовательная
область «Математика».
Она представлена
предметами базового компонента: алгеброй, геометрией и
информатикой. Изучение информатики начинается с
начальной школы по 1 часу в неделю. В 9-х – 11-х
классах – 2 часа за счет регионального и школьного
компонентов.
Предполагается знакомство
с компьютером на классном часе в начальной школе.
На изучение математики в
основной и старшей школе отведено 5 часов федерального
компонента. В 10 -11-х профильных классах математика,
как профильный предмет, изучается 6 часов в неделю за
счет федерального и школьного компонентов.
В целях качественной
подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в учебный план
общеобразовательных классов старшей школы введен 1 час
спецкурса «Решение уравнений и неравенств».
Образовательная
область «Обществознание».
Эта область усилена
гражданско – правовым компонентом за счет вариативной
части базисного плана и представлена следующими
предметами:
- «Социальная практика» -
в 5-7 – х классах (автор Элиасберг Н.И.)
- «Права человека» - в 8
– х классах (авторы Бочаров И., Погонина О., Элиасберг
Н.И.);
- «Основы правоведения» -
в 9-х классах (автор Еременко Н.И.)
Географии отводится в 6 –
9 – х классах 2 часа, в 10-11 классах – 1 час в
неделю.
За счет регионального
компонента вводится курс «Краеведение» - 1 час в
10-11-х общеобразовательных классах и «Уроки общения» с
5 по 7 кл. - 1час.
За счет часов школьного
компонента в 10-11 кл. реализуется проектная
деятельность и добавляется 1 час истории.
Образовательная
область «Естествознание».
Преподавание
природоведения в 5-х классах, биологии в 6-9 классах,
физики – 7-9 классах, химии в 8-11 классах
осуществляется по 2 часа в неделю.
В 10-11 кл. 2 часа
биологии реализуется за счет федерального и школьного
компонентов.
В 11 классах 1 час
отводится астрономии.
Образовательная
область «Искусство».
Изобразительным
искусством и музыкой учащиеся 5-8 классов занимаются по
1 часу в неделю за счет часов федерального компонента.
Образовательная
область «Физическая культура».
В 8-9-х классах введен
3-й час физкультуры как региональный компонент.
ОБЖ преподается в 8-9
классах по 1 часу в неделю как федеральный и
региональный компонент БУПа. В 10 классе – 2 часа, 11 кл.
– 1 час ОБЖ за счет федеральной и региональной части.
Школа не имеет
возможности ввести третий час физической культуры во
всех классах в связи с тем, что малый спортивный зал и
бассейн требуют капитального ремонта.
Образовательная
область «Технология».
В соответствии с
инвариантной частью базисного плана технология ведется
по 2 часа в неделю с 5 по 9 класс, в 10-11 кл. – 1 час.
В профильных классах 1
час технологии используется для учебной практики и
технологии ведения дебатов.
Черчение изучается в 9-х
классах по программе одного года обучения. В 9-х классах
технология отдана на предпрофильную подготовку.
Таким образом, в данном
учебном плане при непременном сохранении
образовательного стандарта делается попытка решения
задачи достижения учащимися функциональной грамотности и
гражданской компетентности, что соответствует реализации
Программы развития школы и основным положениям
Национальной образовательной инициативы «Наша
новая школа».
Учебный план на 2010/2011
учебный год
МОАУ «Средняя
общеобразовательная школа №37 г.Орска
Основное общее
образование
№ п/п |
Учебные предметы |
Количество часов
в неделю |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I |
Федеральный
компонент |
27 |
29 |
31 |
33 |
31 |
Русский язык |
6 |
5 |
5 |
3 |
2 |
Литература |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Математика
|
5 |
5 |
|
|
|
Алгебра
|
|
|
3 |
3 |
3 |
Геометрия
|
|
|
2 |
2 |
2 |
Информатика и ИКТ |
|
|
|
1 |
2 |
История
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Обществознание
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
География
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
Природоведение |
2 |
|
|
|
|
Биология
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
Физика
|
|
|
2 |
2 |
2 |
Химия
|
|
|
|
2 |
2 |
Музыка
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Технология
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Черчение
|
|
|
|
|
1 |
Основы
безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
1 |
|
Физическая
культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
II |
Региональный компонент |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
1 |
|
|
Физическая
культура |
|
|
|
1 |
1 |
ОБЖ |
1 |
|
|
|
1 |
Наука о здоровье:
уроки общения |
1 |
1 |
1 |
|
|
III |
Компонент
образовательного учреждения |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Профессиональная
подготовка |
|
|
|
|
1 |
Элективные курсы: |
|
|
|
|
|
- «Социальная
практика» |
1 |
1 |
1 |
|
|
- «Права
человека» |
|
|
|
1 |
|
- «Основы
правоведения» |
|
|
|
|
1 |
|
Итого: |
31 |
32 |
34 |
35 |
35 |
Учебный план на
2010/2011 учебный год
МОАУ «Средняя
общеобразовательная школа №37 г.Орска»
Среднее (полное)
общее образование
№ п/п |
Учебные
предметы |
Количество часов в неделю |
10 |
11
|
I |
Федеральный компонент |
28 |
28 |
Русский
язык |
2 |
2 |
Литература |
3 |
3 |
Иностранный язык |
3 |
3 |
Алгебра и
начала анализа |
3 |
3 |
Геометрия
|
2 |
2 |
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
История
|
2 |
2 |
Обществознание |
2 |
2 |
География
|
1 |
1 |
Физика |
2 |
2 |
Астрономия |
|
1 |
Химия
|
2 |
2 |
Биология
|
1 |
1 |
Технология |
1 |
1 |
Основы
безопасности жизнедеятельности
|
1 |
|
Физическая культура |
2 |
2 |
II |
Региональный компонент |
2 |
2 |
ОБЖ |
1 |
1 |
Краеведение |
1 |
1 |
III |
Компонент образовательного учреждения
|
6 |
6 |
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
История
|
1 |
1 |
Биология |
1 |
1 |
Спецкурсы: |
|
|
«Трудные
случаи орфографии и пунктуации» |
1 |
1 |
«Решение
уравнений и неравенств» |
1 |
1 |
Проектная
деятельность |
1 |
1 |
|
Всего: |
36 |
36 |
Учебный план на 2010/2011
учебный год
МОАУ «Средняя
общеобразовательная школа №37 г.Орска»
Среднее (полное) общее
образование(социально-экономический профиль)
№ п/п |
Учебные
предметы |
Количество
часов в неделю |
10 а |
проф |
11 а |
проф |
I |
Федеральный компонент |
22 |
8 |
22 |
8 |
Русский язык |
2 |
|
2 |
|
Литература
|
3 |
|
3 |
|
Иностранный
язык |
3 |
|
3 |
|
Алгебра и
начала анализа |
|
4 |
|
4 |
Геометрия
|
2 |
|
2 |
|
Информатика и
ИКТ |
1 |
|
1 |
|
История
|
2 |
|
2 |
|
Обществознание |
|
2 |
|
2 |
География
|
|
2 |
|
2 |
Биология
|
1 |
|
1 |
|
Физика |
2 |
|
2 |
|
Астрономия
|
|
|
1 |
|
Химия
|
2 |
|
2 |
|
Физическая
культура |
2 |
|
2 |
|
Основы
безопасности жизнедеятельности |
1 |
|
|
|
Технология
|
1 |
|
1 |
|
II |
Региональный компонент |
2 |
|
1 |
|
ОБЖ |
1 |
|
|
|
Информатика и
ИКТ |
1 |
|
1 |
|
III |
Компонент образовательного учреждения
|
|
4 |
1 |
4 |
Спецкурс по
русскому яз. «Трудные случаи орфографии и
пунктуации» |
|
|
1 |
|
Экономика
|
|
2 |
|
2 |
Введение в
менеджмент |
|
1 |
|
1 |
|
Проектная
деятельность |
|
1 |
|
1 |
|
Всего: |
36 |
36 |
Учебный план на 2010/2011
учебный год
МОАУ «Средняя
общеобразовательная школа №37 г.Орска»
Начальное общее
образование
№ п/п |
Учебные предметы |
Количество часов
в неделю |
Классы
развивающего обучения |
1 |
2б
|
2в |
2г |
3 |
4 |
1а |
2а |
3а |
4а |
|
Федеральный компонент |
20 |
21 |
22 |
22 |
20 |
22 |
22 |
22 |
22 |
22 |
|
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Литературное чтение |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
|
Иностранный язык |
|
2 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Окружающий мир (человек, природа, общество, ОБЖ) |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
II |
Региональный компонент |
|
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Физическая культура |
|
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
III |
Компонент образовательного учреждения |
|
3 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Информатика |
|
1 |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
Я и мой мир |
|
1 |
1 |
1 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
Все цвета, кроме черного |
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
1 |
|
|
Я – исследователь |
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Развитие речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
Итого: |
20 |
25 |
25 |
25 |
20 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
|